1. Полезные ссылки :
http://www.solnet.ee/parents/p2_01.html
http://www.naritsyn.ru/read/all/klient/samooz.htm
http://psyberia.ru/mindterritory/valid
2. Имена психологов:
-Ром Харре - мастер психологии, философ, культуролог, публицист;
-Адлер Альфред (Adler A, 1870-1937) - австрийский психолог, один из ведущих представителей психоаналитического направления. В 1895 г. Защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911 г. Входил в Венское психоаналитическое общество, с 1911 г. Приступил к созданию своей научной школы, получившей название "индивидуальная психология". Отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности, считал, что между сознательным и бессознательным нет жесткой границы. Отойдя от классического психоанализа, разработал представления о важной роли переживаемого чувства неполноценности в развитии личности. Считал, что основными движущими силами развития личности выступают универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувство общности, выражающееся в готовности сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. Внес вклад в разработку теории сновидений, в исследования неврозов, изучал проблему жизненного стиля. Выделил основные жизненные задачи (работу, дружбу, любовь), три охранные тенденции (оправдание, агрессия, изъятие), типы личности. Обратил внимание на порядок рождения, как детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. Идеи индивидуальной психологии представлены в работах "Практика и теория индивидуальной психологии" (1927 г.), "Постижение невротической природы" (1927 г.) и др. Оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, на детскую и клиническую психологию и дефектологию.
-Джемс Уильям (James W., 1842-1910) - американский психолог и философ, основатель функционализма в психологии. Предложил одну из первых в психологии теорию личности, в которой выделял физическую личность (к ней относятся телесная организация, дом, семья, состояние и т.д.), социальную личность (признание в нас личности со стороны других людей), духовную личность (единство всех духовных свойств и состояний личности - мышления, эмоций, желаний и т.п., с центром в чувстве активности "Я"). Считал, что сознание - это непрерывный поток, и оно не состоит из ряда дискретных элементов. Особое значение придавал активности и избирательности сознания. Джемс предложил (одновременно с датским анатомом К.Ланге) теории эмоций, известной как теория Джемса-Ланге, согласно которой испытываемые субъектом эмоциональные состояния (страх, радость и др.) представляют собой эффект физиологических изменений в мышечной и сосудистой системах. Оказал существенное влияние на исследования многих психологов начала ХХ в.
3. Ключевые понятия :
Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется <прогностической>.
Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется <процессуальной>, или <коррегирующей>. Она парциальна, частична по своему характеру и связана с реализацией контрольных действий.
Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется <ретроспективной>. Она может быть полной или неполной, объективной или неадекватной так или иначе.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
1 комментарий:
Оля и Настя, вы предоставили полный отчет о деятельности таких известных психологов, как Альфред Адлер и Джемс Уильямс. Они действительно занимались изучением проблем, связанных с самооценкой. Хотелось бы получить такую же полную информацию и о третьем психологе. К сожалению, вы невнимательно прочитали первое задание. Вам нужно было не только найти ссылки, но и дать краткое описание материала. Попрошу вас также немного исправить задание №3. Советую дополнить ваш список ключевых понятий. Подсказываю: адекватная и неадекватная самооценка, уровень притязаний, Я-концепция, самоуважение.Надеюсь, вы исправите недочеты к 14.03.
Отправить комментарий