воскресенье, 11 мая 2008 г.

Внимание

В психологии под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.
Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное. При непроизвольном внимании ваша психическая деятельность устремляется как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий. В отличии от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению социальное. Это вид внимания, при котором субъект сознательно выбирает объект внимания.
Теория
Избирательность - это произвольный или непроизвольный выбор, выделение объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности.
Концентрированность - это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.
Устойчивость - это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче.
Объем внимания - это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении.
Распределяемость - это свойство внимания, проявляющегося в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а по крайней мере двух разных действий одновременно.
Переключаемость внимания-это скорость перемещения фокуса вниманияс одного объкта на другой.
Внимание у школьников младших классов.
Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и есть главная причина плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах.
После поступления ребенка в школу в развитии внимания происходят существенные сдвиги. Если в первые месяцы школьной жизни детей интересуют не сколько собственно учебные занятия, сколько все, что с ними связано и что их окружает, то со временем они начинают проявлять интерес к тому, что изучают в школе, причем к одному в большей мере, а к другому - в меньшей. Ребенок в школе вынужден не только тем что ему интересно, это требует произвольного внимания. Для того чтобы это внимание сложилось необходима организация действий ребенка. Развитию произвольного внимания также могут способствовать специальные игры.
Внимания младших дошкольников более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении действий внутренних, умственных. С детьми этого возраста работу нужно чередовать. Важно развивать у детей способность делать определенные волевые усилия в ходе решения различных интеллектуальных задач. Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает.
Объем внимания младших школьников еще довольно узок. Эти ограничения необходимо обязательно учитывать в обучении, поскольку причиной плохого усвоения материала является часто не сколько отношение к учебе ученика, сколько превышение оптимального объема информации, сообщаемого учителем.
Слабо развито у детей этого возраста и распределение внимания. Так, первоклассники еще не в состоянии осуществлять одновременно два действия. В третем классе ситуация несколько меняется. Они уже могут, например, следить за содержанием того, что пишут, и слушать при этом учителя. Однако более сложные действия, осуществлять которые необходимо практически одновременно, им еще не доступны.
Требуют совершенствования и такие свойства внимания детей, как избирательность и переключение. Способность к переключению внимания имеет очень важное значение в игровой и учебной деятельности ребенка. Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям, когда с одного предмета деятельности надо переключиться на другой. Возможно повышение показателей переключения путем специальной тренировки.
Основную роль в жизни дошкольника играет познавательная потребность. Если создаются благоприятные условия для удовлетворения этой потребности то ребенок проявляет интерес и эффектно обучается. Привлечь внимание ребенка можно также, используя и свойства самого объекта. Например, громкий звук, яркий свет. Важнейший источник
внимания ребенка в процессе обучения или в игре - его интерес. К числу факторов, стимулирующих возникновение интереса, относят следующие:
1. Оптимальное соотношение известного и неизвестного, необычного. Пока не исчерпан элемент новизны, внимание ребенка можно удерживать достаточно долго.
2. Определенный дефицит информации, стимулирующий ассоциации и воображение.
3. Использование нестандартного вопроса, постановка проблемы или загадки.
Привлечь внимание ребенка можно, но гораздо сложнее удержать это внимание. Наиболее действенным приемом в таких случаях является перемена деятельности, приводящая к разрядке.






Комментариев нет: